Рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Ежегодно в Республике Беларусь регистрируется около 900 случаев дорожно-транспортных происшествий, в которых жертвами оказываются дети – свыше 100 из них погибают и примерно 900 детей получают ранения различной степени тяжести. Половина происшествий с детьми совершается по их вине. Основными причинами возникновения этих случаев стали: внезапный выход на проезжую часть дороги из-за препятствий, ограничивающих видимость, и переход проезжей части в не установленном месте.
Одним из наиболее опасных действий детей, которое повторяют и взрослые пешеходы, является стремление как можно быстрее перебежать дорогу, так как им кажется, что чем быстрее они ее пересекут, тем быстрее будут в безопасности. В основе этих действий ребенка лежит врожденный инстинкт: от опасности спасаться бегством. Этот инстинкт сохраняется у некоторых пешеходов на многие годы. Внезапное появление человека на пути движения автомобиля практически не оставляет водителю времени для действий по предотвращению наезда. Статистика дорожно-транспортных происшествий показывает, что в большинстве таких случаев водители вообще не замечали бегущего через дорогу человека.
Детский дорожно-транспортный травматизм имеет ярко выраженную сезонность. Ежегодно наибольшее число ДТП с детьми происходит в период с мая по сентябрь. Именно в это время у детей много свободного времени, они часто остаются без контроля со стороны взрослых и пытаются самостоятельно, не имея опыта, решать проблемы движения по дорогам. Большую часть пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях составляют дети в возрасте от 4 до 11 лет. В мышлении этих детей главенствует игра, а навыки безопасного поведения практически отсутствуют.
Большую опасность для водителей на проезжей части представляют дети. Они не всегда осознают опасность, отличаются непоследовательностью действий.
Родители детей должны знать что, большинство несчастных случаев можно избежать, если обучать ребенка правильному и безопасному поведению на дороге. Основная причина ДТП заключается в том, что дети переносят на дорогу привычки, навыки наблюдения, которые они приобрели в быту.
Обучение детей безопасному поведению на дорогах должно строиться на следующих основных принципах:
Первый - пустынную улицу с нерегулярным и неинтенсивным движением транспорта ребенок должен научиться видеть, как проезжую часть дороги, а не площадку для игр.
Второй – приобретение «навыков сопротивления» волнению или спешке. Когда ребенок спешит или взволнован, больше всего вероятность, что он, забудет обо всем, и будет действовать неосмотрительно. Поэтому у детей важно вырабатывать навык спокойного поведения на улицах или дорогах.
Третий – обучение навыкам «переключения на улицу». Необходимо научить ребенка замедлять движение, останавливаться, выдерживать хотя бы небольшую паузу перед выходом на проезжую часть дороги.
Четвертый – обучение навыкам «переключения на самоконтроль». Ребенок в быту привык двигаться «автоматически», на основе привычек: вижу - действую. Мысли в это время могут быть совершенно не связаны с движением. На улице такое полное доверие навыкам недопустимо. Ребенок имеет ряд прочных навыков, использование которых на проезжей части дороги смертельно опасно, если он неправильно оценивает обстановку и отвлекается на те 10-15 секунд, которые требуются для того, чтобы перейти улицу.
Если Вы находитесь на улице вместе с ребенком, необходимо учитывать следующее: если ребенок на руках родителей, он не должен закрывать Вам обзор; если родители перевозят ребенка в автобусе, имея с собой коляску, они при высадке из автобуса должны предупредить водителя об этом, так как в зеркало заднего вида ему не всегда хорошо видно как идет высадка пассажиров; при высадке из транспортного средства первыми должны выйти взрослые, а затем дети потому, что ребенок может побежать через дорогу пока родители выходят из транспортного средства. Кроме того, маленький ребенок, шагая по ступенькам, рассчитанным на взрослого, может упасть. Особую осторожность необходимо соблюдать, когда Вы с ребенком выходите из автобуса в числе последних пассажиров. Наблюдая за высадкой пассажиров в зеркало заднего вида, водитель может не заметить стоящего на ступеньках ребенка и закрыть двери. В транспортном средстве надо занимать устойчивое положение, чтобы не получить травму при резком торможении.
При переходе улицы ребенка надо учить наблюдению за дорожной обстановкой.
Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть знания и навыки, полученные им ранее. Поэтому с ребенком не должно быть никакой спешки на проезжей части, никаких разговоров о постороннем во время перехода дороги, никаких нарушений Правил дорожного движения.
Если ребенок носит очки, то родители должны знать, что очки «исправляют» зрение только перед собой, а на улице очень важную роль играет так называемое «боковое зрение» потому, что часто пешеход находится боком к приближающейся машине. Поскольку «боковое зрение» остается ослабленным несмотря на очки, надо учить ребенка наблюдать, узнавать типичные ситуации «закрытого обзора», «отвлечение внимания», «действие не глядя». Более тщательно надо научить ребенка с ослабленным зрением оценке ситуации на дороге.
Ребенка необходимо учить видеть объекты, ограничивающие видимость движущихся транспортных средств - насаждения у подъезда, стоящие автомобили, угол дома и другие предметы. Ребенок должен привыкнуть к тому, что необходимо оценить обстановку, прежде чем выйти из-за этих объектов на проезжую часть дороги.
Нужно научить ребенка, что, пропустив автомобиль, не следует сразу выходить на проезжую часть дороги, поскольку у автомобиля может оказаться один или даже два прицепа, которые можно и не заметить. Когда поток автомобилей остановился для того, чтобы пропустить пешеходов не стоит отставать от основной группы больше, чем на 1,5 - 2 метра, водители, наблюдая за основной группой, могут не заметить оставшегося пешехода и начнут движение.
Вечером, когда автомобили двигаются с включенным светом фар, пешеходу надо быть особенно осторожным на нерегулируемом перекрестке или пешеходном переходе, так как ослепление водителей светом встречных автомобилей, уличным освещением, отражающимся от мокрой проезжей части, или темная одежда пешехода не позволяют водителю вовремя увидеть его. В этих условиях пешеходу легче заметить автомобиль, чем водителю пешехода.
Использованные источники
1. Хмеленок, А.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма / А.Н. Хмеленок// Брагинский районный исполнительный комитет [Электронный ресурс] - 2016. - Режим доступа : http://bragin.gomel-region.by/ru/travmatizm/view/ogai-braginskogo-rovd-profilaktika-detskogo-dorozhno-transportnogo-travmatizma-11354/ - Дата доступа: 10.07.2018.