ПРОГРАММА осеннего воспитательно - оздоровительного лагеря «Рыжая осень» с дневным пребыванием
28.10.2024ПРОГРАММА
осеннего воспитательно - оздоровительного лагеря «Рыжая осень»
с дневным пребыванием
аг.Поплавы
2024/2025 год
Содержание программы:
Информационная карта программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
Направления и виды деятельности
Механизм реализации программы
Организация взаимодействия осеннего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Рыжая осень» с социумом
Условия реализации программы
Диагностика
Ожидаемые результаты
Список используемой литературы
Приложение
Детство – восход судьбы в человеческой жизни. Соня Шаталова
Детству следует оказывать величайшее уважение. Децим Юний Ювенал
Возраст детей: 6 – 13 лет.
Срок реализации: ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ 2024 год
Информационная карта программы
1 |
Полное название программы |
Программа пришкольного оздоровительного лагеря «Рыжая осень» с дневным пребыванием детей |
|
|||
2 |
Цель программы |
Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в осенний период |
|
|||
3 |
Направление деятельности |
Физическое, духовное, патриотическое развитие детей, средствами игры, познавательной и трудовой деятельности |
|
|||
4 |
Краткое содержание программы |
Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения |
|
|||
5 |
Общеобразовательное учреждение, представившая программу |
ГУО «Поплавская средняя школа Березинского района» |
|
|||
6 |
Адрес, телефон |
Аг.Поплавы пер.Школьный 6, 64-2-32 |
|
|||
7 |
Место реализации |
воспитательно-оздоровительный лагерь «Рыжая осень» с дневным пребыванием детей |
|
|||
8 |
Количество, возраст учащихся |
20 учеников от 6 до 13 лет |
|
|||
9 |
Сроки проведения, |
- с 28.10.2024 по 01.11. 2024 |
|
|||
|
10. |
Кадровое обеспечение программы:
|
Северин Наталья Николаевна- начальник лагеря Абрамович И.С.- воспитатель Бурая Ю.В..- воспитатель Запрудская Т.П - воспитатель Петрович Л.С.- воспитатель Бубенко Г.И.- воспитатель Ермакович Л.Н.- воспитатель ПетровичЛ.А..-воспитатель Козина Ю.Н..- воспитатель Сасковец О.М. - воспитатель Бабинович Б.Б - воспитатель Мишук Д,С.. - воспитатель Пенкрат С. А. - воспитатель Каплий Н.М.. – воспитатель Дыдик И.А – воспитатель Дубовик З.Н.. - воспитатель Лаптенок В.И. –физкультурный работник
Ковальчук Е.Н. - повар Шишкова Е.А., Якимович Л.Л., Богнат Н. В. Шлома Т.Г..- технические работники
|
|||
Игры детей - вовсе не игры, и правильнее
смотреть на них как на самое значительное
и глубокомысленное занятие этого возраста. М. Монтень
Пояснительная записка
Осень - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации осенних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей, находящихся в социально – опасном положении. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых учащихся;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Цели и задачи программы
Цель - создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время осенних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
- Создание условий для организованного отдыха детей.
- Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
- Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
- Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
- Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
- Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Механизм реализации программы.
- Подготовительный этап включает:
Формы работы:
- планирование;
- подбор кадров;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
- оформление отрядных комнат;
- комплектование отряда.
- Организационный этап включает:
- знакомство;
- сплочение отряда;
- знакомство с режимом работы лагеря и его правилами;
- формирование условий совместной работы;
- подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап реализации программы.
Реализация основной идеи лагерной смены - это вовлечение детей в различные виды творческой деятельности, согласно плана работы лагеря и отряда.
Формы организации деятельности детей:
- организация и проведение лагерных мероприятий;
- творческие конкурсы;
- познавательные игры-викторины;
- тематические программы;
- спортивные игры и соревнования;
- конкурсные программы;
- Заключительный этап.
- закрытие лагерной смены;
- подведение итогов смены.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
Программа осеннего оздоровительного лагеря «Рыжая осень» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений:
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности:
Результатом деятельности воспитательного характера в оздоровительном лагере «Рыжая осень» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания:
Дифференциация в рамках осеннего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня;
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
- необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
- оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
- сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
- постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
- грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
- грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
- грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
- грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
- грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
- доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
Направления и виды деятельности
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде направлений
- Физкультурно – оздоровительное направление
- Патриотическое направление
- Художественно – творческое направление
- Интеллектуальное направление
- Досуговое направление
- Трудовое направление
- Физкультурно – оздоровительное направление
Задачи |
Основные формы работы |
|
|
- Художественно – творческое направление
Задачи |
Основные формы работы |
|
|
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
- Трудовое направление
Задачи |
Основные формы работы |
|
|
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
- Интеллектуальное направление
Задачи |
Основные формы работы |
|
|
В условиях отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.
- Патриотическое направление
Задачи |
Основные формы работы |
|
|
- Досуговое направление
Задачи |
Основные формы работы |
|
|
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Условия реализации программы.
Нормативно-правовые документы
В основе концепции программы следующие нормативно-правовые документы:
1.Кодекс Республики Беларусь об образовании.
2.Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
3.Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь.
- Программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
6.Устав ГУО «Поплавская средняя школа Березинского района»
7.Положение о лагере дневного пребывания .
8.Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
9.Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
10.Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
11.Приказы Управления образования по спорту и туризму.
12.Должностные инструкции работников.
- Локальные акты
15.Акт приемки лагеря.
- План работы.
Список используемой литературы
- Артамонова Л.Е. «Летний лагерь». Организация работы вожатого, сценарии мероприятий. - М.: ВАКО, 2006. - 288
- Афанасьев С.П., Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере. - М. 1998.
- Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь - М. ВАКО, 2004. - 192 с.
- Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 208 с.
- Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь. - М.: ВАКО, 2007. - 208 с.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
- Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах;
- Укрепление здоровья детей;
- Развитие творческой активности каждого ребенка;
- Укрепление связей между разновозрастными группами детей;
- Творческий рост детей и педагогов.
Для детей и подростков:
- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
- Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
- Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
- Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов).
- Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
- Личностный рост участников смены.
- развитие лидерских и организаторских качеств, участвуя в деятельности лагеря, приобретение новых знаний во время бесед и интеллектуальных игр, в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр), развитие творческих способностей участвуя в конкурсах рисунков и кружках творческого характера, детской самостоятельности и самодеятельности.
- получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности.
- создание благоприятного микроклимата в отрядах для развития коммуникативных способностей и толерантности воспитанников.
- повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм, расширение кругозора
Для педагогов:
- Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей в осенний период.
- Повышение уровня педагогического мастерства.
Для родителей:
- Удовлетворённость родителей осенним отдыхом детей.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
- Чёткое представление целей и постановка задач.
- Конкретное планирование деятельности.
- Кадровое обеспечение программы.
- Методическое обеспечение программы.
- Педагогические условия.
- Материально-техническое обеспечение.
Кадровые условия.
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
Каждый работник лагеря знакомится с условиями труда, правилами внутреннего распорядка и своими должностными обязанностями. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.
Кадровое обеспечение:
Начальник лагеря - обеспечивает общее руководство лагерем, издает приказы и распоряжения по лагерю, проводит инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма, создает условия для проведения воспитательной и оздоровительной работы.
Воспитатели - осуществляет контроль за соблюдением детьми режимных моментов, организует дежурство отряда по столовой. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей. Проводит с детьми беседы по правилам техники безопасности, личной гигиены.
- Методические условия
- наличие программы лагеря, плана работы отряда.
- должностные инструкции всех участников процесса.
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
- подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
- проведение ежедневных планёрок.
- коллективные творческие дела
- творческие мастерские
- индивидуальная работа
Педагогические условия.
- Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
- Организация различных видов деятельности.
- Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
- Создание ситуации успеха.
- Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
- Организация различных видов стимулирования.
Организация взаимодействия осеннего оздоровительного лагеря «Рыжая осень» с дневным пребыванием детей с социумом.
- ФАП.
- Сельская библиотека.
- Поплавский дом культуры.
- Музыкальная школа.
- Стадион.
- Спортивная площадка.
Критерии эффективности реализации программы
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряд заполняет мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 «стикеров» - символов рейтинга.
Цветовая гамма:
красный – «лидер-организатор»,
синий – «лидер-вдохновитель»
зелёный – «активный участник»
желтый – «исполнитель».
Участникам, набравшим 5-6 «стикеров», присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами, подарками.