РУС БЕЛ ENG

ПРОГРАММА осеннего воспитательно - оздоровительного лагеря «Рыжая осень» с дневным пребыванием

28.10.2024

ПРОГРАММА

осеннего воспитательно - оздоровительного лагеря «Рыжая осень»

с дневным пребыванием

                                                                           аг.Поплавы

                                                                          2024/2025 год

Содержание программы:

Информационная карта программы

Пояснительная записка

Цель и задачи программы

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены

Направления и виды деятельности

Механизм реализации программы

Организация взаимодействия осеннего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Рыжая осень» с социумом

Условия реализации программы

Диагностика

Ожидаемые результаты

Список используемой литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детство – восход судьбы в человеческой жизни. Соня Шаталова

Детству следует оказывать величайшее уважение. Децим Юний Ювенал

 

                                                                                                Возраст детей: 6 – 13 лет.

                                                                                               Срок реализации: ОКТЯБРЬ  НОЯБРЬ 2024 год

 

                                                                                              

Информационная карта программы

 

1

Полное название программы

Программа пришкольного оздоровительного лагеря «Рыжая осень» с дневным пребыванием детей

 

2

Цель программы

Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в осенний период

 

3

Направление деятельности

Физическое, духовное, патриотическое развитие детей, средствами игры, познавательной и трудовой деятельности

 

4

Краткое содержание программы

Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения

 

5

Общеобразовательное учреждение, представившая программу

ГУО «Поплавская средняя школа Березинского района»

 

6

Адрес, телефон

Аг.Поплавы пер.Школьный 6, 64-2-32

 

7

Место реализации

воспитательно-оздоровительный лагерь «Рыжая осень» с дневным пребыванием детей

 

8

Количество, возраст учащихся

20 учеников от 6 до 13 лет

 

9

Сроки проведения,

- с 28.10.2024 по 01.11. 2024

 

 

10.

Кадровое обеспечение программы:

 

Северин Наталья Николаевна- начальник лагеря

Абрамович И.С.- воспитатель

Бурая Ю.В..- воспитатель

Запрудская Т.П - воспитатель

Петрович  Л.С.- воспитатель

Бубенко Г.И.- воспитатель

Ермакович Л.Н.- воспитатель

ПетровичЛ.А..-воспитатель

Козина Ю.Н..- воспитатель

Сасковец О.М. - воспитатель

Бабинович Б.Б - воспитатель

Мишук Д,С.. - воспитатель

Пенкрат С. А. - воспитатель

Каплий Н.М.. – воспитатель

Дыдик И.А – воспитатель

Дубовик З.Н.. - воспитатель

Лаптенок В.И. –физкультурный работник

 

Ковальчук Е.Н. - повар

Шишкова Е.А., Якимович Л.Л., Богнат Н. В. Шлома Т.Г..- технические работники

 

             

 

 

 

Игры детей - вовсе не игры, и правильнее

смотреть на них как на самое значительное

и глубокомысленное занятие этого возраста. М. Монтень

Пояснительная записка

Осень - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.

Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.

В последние годы очевидно возрастание внимания к организации осенних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей, находящихся в социально – опасном положении. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.

Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

  • повышением спроса родителей и детей на организованный отдых учащихся;
  • модернизацией старых форм работы и введением новых;
  • необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Цели и задачи программы

 

Цель - создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время осенних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

Задачи:

  • Создание условий для организованного отдыха детей.
  • Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
  • Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
  • Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
  • Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
  • Формирование у ребят навыков общения и толерантности.

 

Механизм реализации программы.

 

  1. Подготовительный этап включает:

 

Формы работы:

  • планирование;
  • подбор кадров;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря     (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
  • оформление отрядных комнат;
  • комплектование отряда.

 

  1. Организационный этап включает:
  • знакомство;
  • сплочение отряда;
  • знакомство с режимом работы лагеря и его правилами;
  • формирование  условий совместной работы;
  • подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

 

III. Основной этап   реализации   программы.

Реализация основной идеи лагерной смены - это вовлечение детей в различные виды творческой деятельности, согласно плана работы лагеря и отряда.

 

 Формы организации деятельности детей:

  • организация и проведение  лагерных мероприятий;
  • творческие конкурсы;
  • познавательные игры-викторины;
  • тематические программы;
  • спортивные игры и соревнования;
  • конкурсные программы;

 

  1. Заключительный этап.
  • закрытие лагерной смены;
  • подведение итогов смены. 

 Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены 

Программа осеннего оздоровительного лагеря «Рыжая осень» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации отношений:

Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности:

Результатом деятельности воспитательного характера в оздоровительном лагере «Рыжая осень» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип дифференциации воспитания:

Дифференциация в рамках осеннего оздоровительного лагеря предполагает:

  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня;
  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
  • активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
  • оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
  • сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
  • постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

Этот принцип определяет пять «граней»:

  • грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
  • грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
  • грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
  • грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
  • грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

Принцип уважения и доверия.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
  • доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
  • в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов  

 

Направления и виды деятельности

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде направлений

  • Физкультурно – оздоровительное направление
  • Патриотическое направление
  • Художественно – творческое направление
  • Интеллектуальное направление
  • Досуговое направление
  • Трудовое направление

 

 

  • Физкультурно – оздоровительное направление

 

 

Задачи

Основные формы работы

  • Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
  • Выработка и укрепление гигиенических навыков;
  • Расширение знаний об охране здоровья.
  • Утренняя гимнастика (зарядка)
  • Спортивная игры на стадионе, в спортзале
  • Подвижные игры на свежем воздухе
  • Эстафеты, спортивные мероприятия (спортивная игра «Веселые старты»,
  • Беседы, лекции «Мое здоровье»
  • Выпуск листовок мы ЗА ЗОЖ

 

  • Художественно – творческое направление

 

Задачи

Основные формы работы

  • Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт.
  • Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд.
  • Развитие творческих способностей детей.
  • Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом»,
  • Конкурсные программы
  • Творческие конкурсы
  • Игровые творческие программы («А мы умеем так!»)
  • Концерты

 

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

  •  
  •  
  • Трудовое направление

 

Задачи

Основные формы работы

  • Формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности
  • Воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
  • Формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда
  • Бытовой самообслуживающий труд (дежурство по столовой, по отряду)
  • Общественно значимый труд.

 

 

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.

  • Интеллектуальное направление

 

Задачи

Основные формы работы

  • Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;
  • Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
  • Поездки, экскурсии;
  • Викторины, ребусы, кроссворды
  • Игры на логическое мышление
  • Игры - лабиринты
  • Игры по станциям

 

В условиях отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.

  • Патриотическое направление

 

Задачи

Основные формы работы

  • Воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края; от воспитания любви к родной школе и отчему дому к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины; Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
  • Приобщение к духовным ценностям истории.
  • Интеллектуальный конкурс «Беларусь – Родина моя!»
  • Подвижные народные игры
  • Волонтерское движение
  • Конкурсная программа «Истоки»
  • Отрядные часы, расширяющие кругозор детей, помогающие ребенку осмыслить свое место в природе и усвоить такие ценности как «Отечество», «Семья»,
  • Досуговое направление 

Задачи

Основные формы работы

  • Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
  • Организовать деятельность творческих мастерских.
  • Мероприятия различной направленности
  • Игры
  • Проведение праздников, конкурсов, ток-шоу и т. д.
  • Тематические сборы и линейки.

 

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

 

Условия реализации программы.

 

Нормативно-правовые документы

В основе концепции программы следующие нормативно-правовые документы:

 

1.Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2.Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.

3.Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.

  1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь.
  2. Программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

6.Устав ГУО «Поплавская средняя школа Березинского района»

7.Положение  о лагере дневного пребывания .

8.Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

9.Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

10.Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

11.Приказы Управления образования по спорту и туризму.

12.Должностные инструкции работников.

  1. Локальные акты

15.Акт приемки лагеря.

  1. План работы.

 

Список используемой литературы

 

  1. Артамонова Л.Е. «Летний лагерь». Организация работы вожатого, сценарии мероприятий. - М.: ВАКО, 2006. - 288
  2. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере. - М. 1998.
  3. Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь - М. ВАКО, 2004. - 192 с.
  4. Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 208 с.
  5. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь. - М.: ВАКО, 2007. - 208 с.
  6. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993

 

Ожидаемые результаты                     

 В ходе реализации данной программы ожидается:

 

  • Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах;
  • Укрепление здоровья детей;
  • Развитие творческой активности каждого ребенка;
  • Укрепление связей между разновозрастными группами детей;
  • Творческий рост детей и педагогов.

Для детей и подростков:

  • Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
  • Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
  • Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
  • Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов).
  • Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
  • Личностный рост участников смены.
  • развитие лидерских и организаторских качеств, участвуя в деятельности лагеря, приобретение новых знаний во время бесед и интеллектуальных игр, в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр), развитие творческих способностей участвуя в конкурсах рисунков и кружках творческого характера, детской самостоятельности и самодеятельности.
  • получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности.
  • создание благоприятного микроклимата в отрядах для развития коммуникативных способностей и толерантности воспитанников.
  • повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм, расширение кругозора

 

Для педагогов:

  • Внедрение эффективных форм  организации  отдыха, оздоровления и занятости детей в осенний период.
  • Повышение уровня педагогического мастерства.

 

Для родителей:

  • Удовлетворённость родителей осенним отдыхом детей.

 

Условия  реализации  программы

 

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  1. Чёткое представление целей и постановка задач.
  2. Конкретное планирование деятельности.
  3. Кадровое обеспечение программы.
  4. Методическое обеспечение программы.
  5. Педагогические условия.
  6. Материально-техническое обеспечение.

 

Кадровые условия.

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.

Каждый работник лагеря знакомится с условиями труда, правилами внутреннего распорядка и своими должностными обязанностями. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.

                                     Кадровое обеспечение:

 

Начальник лагеря - обеспечивает общее руководство лагерем, издает приказы и распоряжения по лагерю, проводит инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма, создает условия для проведения воспитательной и оздоровительной работы.

Воспитатели  -  осуществляет контроль за соблюдением детьми  режимных моментов, организует дежурство отряда по столовой. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей. Проводит с детьми беседы по правилам техники безопасности, личной гигиены.

  • Методические условия
  • наличие программы лагеря, плана работы отряда.
  • должностные инструкции всех участников процесса.
  • проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
  • подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
  • проведение ежедневных планёрок.
  • коллективные творческие дела
  • творческие мастерские
  • индивидуальная работа

 

 

Педагогические условия.

  1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
  2. Организация различных видов деятельности.
  3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
  4. Создание ситуации успеха.
  5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
  6. Организация различных видов стимулирования.

 

Организация взаимодействия осеннего оздоровительного лагеря «Рыжая осень» с дневным пребыванием детей с социумом.

  1. ФАП.
  2. Сельская библиотека.
  3. Поплавский дом культуры.
  4. Музыкальная школа.
  5. Стадион.
  6. Спортивная площадка.

 

Критерии эффективности реализации программы

 

Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.

Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряд заполняет мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.

Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.

Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.

Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 «стикеров» - символов рейтинга.

 

Цветовая гамма:

красный – «лидер-организатор»,

синий – «лидер-вдохновитель»

зелёный – «активный участник»

желтый – «исполнитель».

Участникам, набравшим 5-6 «стикеров», присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами, подарками.