ШАГ 25.01.2024
24.01.2024В учреждении образования пройдет ШАГ для учащихся 8-11 классов на
тему: «Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» (о деятелях науки, представителях системы образования)
Материалы для проведения ШАГа размещены на национальном образовательном портале https:// vospitanie.adu.by // Школа Активного Гражданина / ШАГ для VIII-XI классов: информационные материалы, презентации / ШАГ 25 января 2024 года.
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».
На первом этапе актуализируются знания о науке и образовании Республики Беларусь с помощью интерактивной викторины «Мы узнаём», которая даст возможность учащимся активно проявить себя, в том числе используя знания, полученные в ходе мероприятий проекта «ШАГ» в 2021/2022, 2022/2023 уч. г.
В информационных материалах содержится информация для ответа на вопросы викторины и обсуждения по каждому вопросу. Рекомендуем вовлечь в разговор как можно больше учащихся.
Блок Интерактивная викторина «Мы узнаём»
1. Какова роль образования в современном белорусском обществе?
2. Что означает принцип «образование через всю жизнь»?
3. Какие условия созданы в Республике Беларусь для поддержки одаренной молодежи, молодых ученых?
4. Какие возможности для удовлетворения творческих, исследовательских интересов учащихся открывает учреждение образования «Национальный детский технопарк»?
- Какая фигура изображена на слайде? Где установлен памятный знак? Какое применение имеет данная фигура в науке и технике?
В фокусе обсуждения: важность образования и науки в современном мире; качество образования; активная гражданская позиция по отношению к профессиональному росту; важность образования для развития личности и общества; интеллектуальный и творческий потенциал; значимость научных открытий для повседневной жизни; чувство гордости за ученых Беларуси; поддержка молодых ученых, государственная поддержка одаренных учащихся; тесное взаимодействие учреждений образования как возможность раскрытия способностей к реализации интересов учащейся молодежи; условия для поддержки одаренной и талантливой молодежи; Национальный детский технопарк, упорство в достижении цели; расширение кругозора в области достижений отечественной и мировой науки.
Далее ведущий предлагает познакомиться с деятелями науки, представителями системы образования (см. презентацию «Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» (о деятелях науки, представителях системы образования)).
ШАГ 2. Знакомство с земляком, успешным деятелем науки / представителем системы образования.
Кандидатуры для знакомства и приглашения на мероприятия «ШАГа» определяются в учреждении образования в ходе предварительной подготовки совместно учащимися и учителями. Можно использовать приложение «Информация для использования при подготовке мероприятий республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина». При организации работы на данном этапе важно помнить, что не только высокие награды, звания и должности свидетельствуют о том, что вклад человека в развитие своей страны достоин высокой оценки. Ежедневный кропотливый добросовестный труд, забота о своей семье, активная гражданская позиция, любовь к своему делу, Родине, приверженность нравственным идеалам – это то, что, бесспорно, можно отнести к характеристикам лучших белорусов.
Данный этап может быть проведен с приглашенными как брифинг[1] или с использованием формата телевизионного проекта «100 вопросов взрослому»[2].
Примерные вопросы приглашенному:
- Испытываете ли Вы гордость за свою профессию?
- Считаете ли Вы, что профессия педагога / ученого в современном обществе является особенно важной?
- Расскажите, как долго Вы работаете в сфере образования / науки.
- Что самое трудное в профессии учителя (преподавателя) / ученого?
- Что самое интересное в Вашей профессии?
- Говорят, что каждый учитель (преподаватель) считает свой предмет лучшим. За что Вы полюбили предмет, который преподаете?
- Кого Вы считаете своим главным учителем?
- Есть ли у Вас свои секреты профессионального мастерства?
- Есть ли у Вас примеры, когда Ваши учащиеся (студенты, аспиранты и др.) достигали значительных успехов?
- Где и в чем Вы черпаете вдохновение и силы?
- Как Вы считаете, должен ли учитель (преподаватель) заниматься исследовательской деятельностью?
- Кто или что влияет на выбор научной сферы деятельности?
- Какие навыки и качества необходимы для успешной работы в сфере науки?
- Как вы считаете, какие качества отличают учителя (преподавателя) / ученого – патриота своей родины? Что для Вас означает –быть патриотом своей страны?
- Как вы считаете, какую роль играет образование в патриотическом воспитании молодого поколения?
- Какова роль учреждений образования / научных организаций в формировании активной гражданской позиции молодежи?
- Учитель (преподаватель) / ученый – это профессия, должность или призвание?
- В чем состоит главная задача педагога / ученого? Какими чертами характера он должен обладать?
- Продолжите предложение «Учитель (преподаватель) / ученый – это…». / Современный учитель (преподаватель) / современный ученый. Как Вы можете их охарактеризовать?
- Ваши увлечения, чем любите заниматься в свободное время?
- Если бы перед Вами снова встал выбор, кем быть, поменяли ли бы Вы свою профессию на другую? Почему?
При отсутствии возможности пригласить земляка, педагога / ученого инициативная группа учащихся готовит презентацию, посвященную данному земляку (землякам), и представляет ее. Презентация может включать аудиоматериалы, видеосюжеты, в том числе снятые самими учащимися, с интервью, воспоминаниями, пожеланиями и т.д. Ведущий организует с учащимися обсуждение полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.
- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
– Какова роль образования и науки в жизни современного человека?
– Какова миссия педагогов и ученых в современном обществе?
«Труд учителя ни с чем не сравним… Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла … пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуются колосьями и горстью зерна, выращенного им в поле…Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения…» – писал великий педагог В.А. Сухомлинский.
Учитель (преподаватель) / ученый работает на будущее, создает это будущее, от качества его труда зависит каким оно будет – будущее страны, будущее всего человечества. Поэтому эта профессия одна из самых почетных и ответственных. И посвящают ей жизнь люди, видящие в ней свое призвание, любящие свое дело.
– Опишите типичный трудовой день педагога / ученого «Один день из жизни профессионала», используя только существительные.
Следующая тема: «Родина моя Беларусь в лицах. Защитники Отечества» (о сотрудниках Вооруженных сил, Пограничной и Таможенной службы, МЧС) |
[1] Брифинг – краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу.
[2] В основе технологии проект «100 вопросов взрослому», который транслируется в эфире телеканала «Беларусь 1». Это ток-шоу, в котором известные люди страны отвечают на вопросы детей.