РУС БЕЛ ENG

Растим маленького патриота вместе

Консультация для родителей «Растим будущих патриотов в семье»

Консультация для родителей «Растим будущих патриотов в семье»

 

Консультация для родителей

«Растим будущих патриотов в семье»

 

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина Беларуси. Как известно, любовь к Родине начинается с формирования уважительного отношения и любви к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви и привязанности к своему дому, улице, на которой живет ребенок, детскому саду, школе, городу. Ребёнок начинает открывать для себя Родину с семьи. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина». Основы патриотизма начинают закладываться, прежде всего, в ближайшем окружении ребенка, а точнее в семье. У мальчиков с детства необходимо формировать представления о необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина, что настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для этого они должны с детства готовиться к этому, закаляться, заниматься спортом. Родители должны формировать у своих детей опыт «решения конфликтов»: уступать, уметь договориться, прийти к соглашению, защитить слабого и т. д. Девочкам нужно развивать умения сохранять мирные, доброжелательные отношения, учиться утешать, заботиться о близких. В дошкольном возрасте ребенок должен бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в подъезде, в своем дворе, на улице, в парках, в детском саду. Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В настоящее время предлагается много путей и способов развития чувства патриотизма, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были положительными, яркими, незабываемыми.

 

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Как известно, любовь к Родине начинается с формирования положительного отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина». «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни», поэтому то, какие качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. У мальчиков с детства необходимо формировать представления о необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина, что настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для этого они должны с детства готовиться к этому, закаляться, заниматься спортом. Родители должны формировать у своих детей положительный опыт «решения конфликтов»: уметь договориться, уступить, прийти к соглашению, защитить слабого и т. д. Девочкам нужно развивать умения сохранять мирные, доброжелательные отношения, учиться утешать, заботиться о близких. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду. Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В настоящее время предлагается много путей и способов развития чувства патриотизма, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были положительными, яркими, незабываемыми. Как педагоги, так и родители, должны продумывать, о чём рассказывать детям, уметь выделить характерные черты своей местности, доступно показывать связь родного города или села со всей страной.

Начните патриотическое воспитание с рассказов о нашей Малой Родине. Любовь к Малой Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Не проезжайте и не проходите мимо всего просто так, молча. Обязательно обсуждайте с ребенком все, что видите. В воспитании патриотизма огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о воинах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому наследию нашей страны. Искусство помогает детям воспринимать то, чего они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представить то, что им хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана и с их физическим воспитанием. Будущие граждане России должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Окружающая жизнь дает реальную возможность показать детям основные права и обязанности российского человека: право на труд, отдых, образование, обязанность честно трудиться, жить в дружбе, защищать свою страну от врагов. Непосредственные наблюдения помогают ребятам узнать и полюбить природу родного края. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом – это значит не только знать свою страну, но и активно действовать на ее благо, поэтому необходимо поощрять деятельность ребёнка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города. Отношение к Родине, ее культуре, истории, языку передается от родителей к детям. Яркие впечатления, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Рекомендации для родителей. • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города, во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора. Поощряйте ребенка за примерное поведение в общественных местах. • Расширяйте собственный кругозор • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. • Вместе читайте книги, смотрите передачи, кинофильмы, рассказывающие о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа. • Рассказывайте ребёнку об испытаниях, выпавших на долю наших предков, из которых они вышли с честью. • Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами города, страны. • Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности. • При общении с ребёнком, обсуждайте не только проблемы, но и отмечайте положительные моменты, помните, чем больше выражаете недовольство, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок. • Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!

 

свернуть

Картотека "Стихи о Дне Победы для детей"

Картотека "Стихи о Дне Победы для детей"


свернуть

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для воспитанников 4-5 лет

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для воспитанников 4-5 лет

 

  1. Дидактическая игра «Флаг Беларуси»

Цель: способствовать формированию представлений о флаге страны. Материал: полосы красного, зелёного цветов. А белая полоска с орнаментом.

Ход игры: Воспитатель дошкольного образования показывает воспитанникам флаг Беларуси, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге Беларуси.

 

  1. Дидактическая игра «Герб города»

Цель: формирование представления у воспитанников о гербе родного города.

Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разо­бранном варианте.

Ход игры. Воспитанникам предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.

  1. Воспитанники по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.
  2. Воспитанники собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память.
  3. Воспитанникам предлагается собрать герб города из отдельных дета­ лей при помощи шаблонов-накладок.
  4. Воспитанникам предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.

 

  1. Дидактическая игра “Беларусь и наши соседи”

Задачи: формирование представления у воспитанников о городах Беларуси и странах-соседях;

Ход игры: воспитанникам предлагают показать и назвать стран-соседей городов Беларуси; приклеить их с помощью липучек вокруг карты Беларуси.

 

  1. Дидактическая игра «Кто и в какой стране живет?»

Цель: формирование представления у воспитанников о мире, людях которые населяют его.

Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народов.

Ход игры:  воспитатель дошкольного образования показывает изображения людей в национальных костюмах (Россия, Украина, Польша и т.д.) и просит определить из какой страны этот человек, назвать его национальность.

 

  1. Дидактическая игра «Прогулка по городу»

Задачи: формирование представления воспитанников об улицах ближайшего микрорайона и расположенных на них зданиях; монологическую речь; воспитание любви и уважения к родному городу.

 

 

 

Варианты игры:

1 вариант – «Найди улицу»

Воспитаннику предлагается поставить фигурку человечка на ту улицу, которую назовет воспитатель дошкольного образования. (Все здания находятся на игровом поле).

2 вариант – «Загадки на улицах города».

В игре используется игровое поле и карточки-стихи. Воспитатель дошкольного образования раздает играющим фотографии, читает стихи-загадки, а воспитанники отгадывают, о каком здании идет речь. Ребенок, у которого находится фото загаданного здания, помещает его на игровое поле.

3 вариант – «Что перепутано

Воспитатель дошкольного образования намеренно неправильно расставляет фотографии зданий на игровом поле. Воспитанникам предлагается исправить ошибки, комментируя свои действия.

4 вариант – «Собери мозаику».

Разрезанные фрагменты фотографий перемешиваются, воспитанникам предстоит правильно собрать изображение и объяснить, где оно находится и для чего предназначено.

 

  1. Дидактическая игра «История родного города Бреста»

Цель: формирование  у воспитанников представления об истории родного города.

Материалы: игровые поля с изображениями видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города.

Ход игры. Играть могут 3-9 воспитанников. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.

 

  1. Дидактическая игра «Заколдованный город»
  2. Цель: формирование представления у воспитанников об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными осо­бенностями города.

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Ход игры.

Перед началом игры воспитатель дошкольного образования проводит с детьми мини-беседу:

- Как называется наша страна?

- Как называется город, в котором вы живёте?

- Как давно был основан наш город?

- Какие улицы города вы знаете?

- Как называется улица, на которой ты живёшь?

- Какие памятники нашего города вы знаете?

 

- Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?

Воспитатель дошкольного образования предлагает рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить кон­туры с фотографиями. Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель дошкольного образования проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).

 

  1. Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Цель: знакомство воспитанников с родным городом.

Материал: альбом фотографий родного города.

Ход игры: Воспитатель дошкольного образования показывает воспитанникам фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

 

  1. Дидактическая игра «Где находится памятник»

Цель: знакомство воспитанников с памятниками города, упражнять  ориентироваться в родном городе.

Материал: изображения памятников.

  1. Ход игры: Воспитатель дошкольного образования демонстрирует воспитанникам изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
  2. Дидактическая игра «Поедем в край родной»

Цель: формирование  представления воспитанников о растительном и животном мире родного края; о своеобразии животного и растительного мира в зависимости от природной зоны; развитие речи воспитанников, упражнять в классификации объектов природы; воспитание любви к родному краю.

Материал: изображения двух паровозов: один – с гербом Беларуси, второй – с эмблемой южных стран; изображения шести вагонов; 3 комплекта картинок: животные (10 шт.), ягоды (6 шт.), деревья (6 шт.) Беларуси;    3 комплекта картинок: животные (10 шт.), фрукты (6 шт.), деревья (5 шт.) южных стран; карта Беларуси.

Игровые действия:

  1. Отбирать и ставить в карман вагона только те карточки, которые соответствуют выполнению задания.
  2. Рассказывать об особенностях среды обитания животных, о месте произрастания деревьев, фруктов, ягод.
  3. Аргументировано доказывать, почему объект не может ехать в Беларусь или на юг (связать с особенностями внешнего вида, питания животного, условиями произрастания фруктов и т.д.).

Варианты игры:

1 вариант – «Кто куда».

Перед воспитанником на столе лежат 2 паровоза с вагонами, картинки с изображением одного вида объектов (животные или деревья, ягоды, фрукты). Задание: отобрать объекты по природным зонам и в зависимости от этого посадить их либо в состав с гербом Беларуси, либо – с эмблемой южных стран.

2 вариант – «Классификатор».

Предложить воспитанникам все картинки сразу, паровоз с тремя вагонами.

Задание: в соответствии с символикой паровоза (вспомнить, рассказать, что она означает) в первый вагон посадить животных; во второй – ягоды или фрукты, в третий – деревья, т.е. классифицировать объекты.

3 вариант – «Исправь ошибки».

Воспитатель дошкольного образования заранее расставляет картинки в карманы вагонов, намеренно допуская ошибки.

Задание: исправить ошибки, аргументировано объясняя свой ответ (например: почему бегемот не может жить в Беларуси. Связать с особенностями внешнего вида, образа жизни, питания).

4 вариант – «Необыкновенное путешествие».

Участвуют все картинки с животными и карта Беларуси. Все животные едут из Беларуси на север (юг, запад, восток) страны. Проследить по карте, какие крупные города встречаются по пути

Задание: высадить животного в том городе, в названии которого первый звук совпадает с первым звуком в названии животного. (Например: в Бресте – белку, бурундука, в Волковыске – волка и т.д.).

5 вариант – «Нужная остановка».

В игре участвуют картинки с животными Беларуси с изображением разного количества объектов и карта Беларуси.

Задание: высадить на первой остановке животных, путешествующих по одному, на второй – по двое и т.д. Назвать станцию, на которой вышло наибольшее число пассажиров.

 

  1. Дидактическая игра «Знаешь ли ты?»

Цель: знакомство воспитанников со знаменитыми людьми родного города и страны.

Материал: портреты известных соотечественников

Ход игры: Воспитатель дошкольного образования показывает портреты, предлагает назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

 

  1. ДОМИНО «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

Цель: знакомство воспитанников с народными промыслами, прививать интерес к народным традициям, упражнять узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: фишки домино с изображением народных промыслов

Ход игры: Воспитанники по очереди выкладывают фишки таким образом, чтобы одинаковые изображения оказывались рядом. Проигрывает последний положивший фишку участник. 

  1. Лото «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

Цель: знакомство  воспитанников с народными промыслами, прививать интерес к традициям, упражнять узнавать и отличать различные промыслы.

Ход игры: В игре могут участвовать от 1 до 5 человек.

Разложить на столе или полу карты.

Разрезные карточки перемешать и выложить лицевой стороной вниз в центре.

Каждый участник игры берет по одной карточке и стопки и определяет, на какую большую

карту ее положить.

Побеждает тот, чья карта (или карты) будет заполнена первой.

 

  1. Дидактическая игра «Одень куклу»

Цель: знакомство  с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре

Воспитанники одевают куклу в национальную одежду называют предметы одежды на белорусском языке.

 

  1. Дидактическая игра «Белорусская игрушка: собери картинку»

Задачи: познакомить детей с белорусской игрушкой; развитие наблюдательности, памяти, усидчивости.

Материал: набор открыток как образец; набор таких же открыток, но разрезанных на пазлы.

        Детям предлагается рассмотреть открытки с изображением белорусских народных игрушек. Затем воспитатель дошкольного образования  предлагает разрезанные на части открытки. Из них необходимо собрать картинку (игрушку).

 

  1. Словесная игра «Мой адрес…»

Цель: формирование  умения воспитанников называть свой домашний адрес, улицу города (деревни), номер дома, квартиры, телефона, этаж

Ход игры: все встают в круг, воспитатель дошкольного образования передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу в городе…, на улице…», воспитанник продолжает, называя свой адрес, и передаёт мяч соседу и т. д. 

  1. Словесная игра «Расскажи о своей семье»

Цель: формирование представления о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формирование  желания рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал: фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом

 

 
свернуть

Роля сям'і ў выхаванні патрыятычных пачуццяў у выхаванцаў

 

Роля сям'і ў выхаванні патрыятычных пачуццяў у выхаванцаў

 

Роля сям'і ў выхаванні патрыятычных пачуццяў у выхаванцаў

      Безумоўна, аснова выхавання чалавека закладваецца ў сям'і. Патрыятычнае выхаванне, цікавасць да духоўнага пачатку нашага жыцця таксама павінны пачынацца ў сям'і. Але ўмоў для гэтага сёння, на жаль, мала. І справа тут не ў адсутнасці ў бацькоў часу для педагагічных гутарак са сваімі дзецьмі, а ў нашым жаданні ахаваць іх ад цяжкіх задач, працы, духоўных высілкаў. Кожная сям'я - гэта свой замкнёны свет і сваё жыццё, свае радасці і смутку, клопаты і традыцыі, свой побыт.У сучаснай сям'і вялікую частку часу дзіця мае зносіны з мамай. Менавіта з ёй складаюцца даверныя адносіны, абмяркоўваюцца трывогі, пытанні, патрэбы. Аднак для дзяцей не менш важна і зносіны з татам. Чым часцей бацька мае зносіны з дзіцем, тым больш цеснымі становяцца эмацыйныя сувязі, а чым раней бацька далучаецца да догляду за малым, тым мацней і глыбей яго бацькоўскія пачуцці.
         Устаноўлена, што ў сем'ях, у якіх бацькі марнуюць шмат часу на размовы, гульні з дзецьмі, дзеці лепш развіваюцца. Аднак даказана, што дзеці, пазбаўленыя магчымасці мець зносіны з бацькамі або з адным з іх, валодаюць павышанай адчувальнасцю, маюць цяжкасці ў наладжванні кантактаў з аднагодкамі. Сур'ёзную небяспеку для развіцця дзіцяці ўяўляе адсутнасць эмоцый, ласкі, цеплыні пры хай нават і паўнавартасным задавальненні яго фізіялагічных патрэбаў. Толькі сталыя зносіны бацькоў з дзіцем спрыяе ўсталяванню глыбокіх эмацыйных сувязяў, нараджае ўзаемную радасць.
    Выхаванне дзяцей у любові і павазе да бацькоў, шанаванні продкаў - адна з вядучых ідэй педагогікі. Іншая ідэя - гадаваць будучага сем'яніна з малых гадоў шляхам фарміравання станоўчых маральных якасцяў (працавітасці, памяркоўнасці, падатлівасці, стараннасці, сціпласці, сумленнасці).
Спецыяльныя сацыялагічныя і псіхолага-педагагічныя даследаванні паказалі, што сям'я і дзіцячы сад, маючы свае асаблівыя функцыі, не могуць замяніць адзін аднаго і павінны ўзаемадзейнічаць ў імя паўнавартаснага развіцця дзіцяці.

Парады для бацькоў

    Калі ў дзяцінстве дзіця адчуваў пачуццё жалю да іншага чалавека, радасць ад добрага ўчынку, гонар за сваіх бацькоў, захапленне ад судотыку з выдатным подзвігам, ён набыў эмацыйны вопыт. Тым самым будуць пабудаваны шляхi для асацыяцый эмацыйнага характару, а гэта з'яўляецца асновай, падмуркам больш глыбокіх пачуццяў, умовай паўнавартаснага развіцця чалавека.
• Выхаванне маленькага патрыёта пачынаецца з самага блізкага для яго - роднай хаты, вуліцы, дзе ён жыве, дзіцячага саду.
• Звяртайце ўвагу дзіцяці на прыгажосць роднага горада, вескi.
• У час прагулкі раскажыце, што знаходзіцца на вашай вуліцы, пагаворыце пра значэнне кожнага аб'екта.
• Дайце ўяўленне аб рабоце грамадскіх устаноў: пошты, крамы, бібліятэкі і г.д. Паназірайце за працай супрацоўнікаў гэтых устаноў, адзначце каштоўнасць іх працы.
• Разам з дзіцем прымайце ўдзел у працы па добраўпарадкаванні і азеляненні свайго двара.
• Пашырайце уласны кругагляд.
• Вучыце дзіцяці правільна ацэньваць свае ўчынкі і ўчынкі іншых людзей.
• Чытайце яму кнігі пра радзіму, яе героях, пра традыцыі, культуры свайго народа.
• Заахвочвайце дзіцяці за імкненне падтрымліваць парадак, прыкладныя паводзіны ў грамадскіх месцах.

свернуть

Как воспитать в ребенке патриота?

Как воспитать в ребенке патриота?

 

 

Как воспитать в ребенке патриота?

Патриот — это человек, служащий своей Родине.

Н.Г. Чернышевский

Тема патриотизма - нынче жгучая и больная тема для нашей страны.

Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа; но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.

Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

Нынешнее общество влияет на детей и подростков далеко не с лучшей стороны: налицо погоня за удовольствиями, эгоизм, расчет, приобретательство, потребительство.

Поэтому вопрос о патриотизме становится сегодня особенно важным, так как без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности.

Итак, сегодня мы обсуждаем актуальнейшую тему, связанную непосредственно с вопросом: как воспитать в ребенке патриотизм.

На самом деле патриот- это не обязательно человек в форме. Настоящим патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье,  хорошо воспитанного, образованного и просвещённого, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков.

Как же пробудить, в ребёнке чувство патриотизма? Именно "пробудить", потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. И сразу напрашивается вопрос как?

И здесь будут уместны некоторые рекомендации.

1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражда­нином, не говорите дурно о стране, в которой живете.

От того, насколько патриотично настроены отец и мать, во многом зависит, каким будет их ребенок. Ребенок чрезвычайно подражателен. Дети слышат, что и как говорят родители в адрес своей страны, отдельных национальностей, и как губка впитывают эти суждения. Вскоре мнение взрослых станет их мнением, и изменить его не так-то просто, а порой просто невозможно.

2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, родственников, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел свой эмоциональный опыт. Кроме того, изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.

З. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

Помните, что воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада, школы.

Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и ре­гулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заве­дения в подростковом возрасте и в юности.

Нам родителям, учить любить родину надо не словами. Надо показывать и рассказывать за что любить.

4. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каж­дым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жиз­нью будет выражать ваш ребенок.

5. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она нака­зуема!» и т.д.

Важно подчеркивать общественное значение личных успехов в ребенке. Поощрение этих успехов развивает активность, как раз с этого часто начинается активный патриотизм.

6. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

Обсуждайте, узнавайте мнение ребенка, выражайте свои позитивные мысли. Не научив ребенка ценить историческое прошлое Родины, нельзя воспитать в нем патриота. Гордость за свой народ, глубокое чувство любви к Родине, готовность защищать ее в трудную минуту, преклонение перед подвигом героев – все эти качества прививаются с детства.

7. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется про­тив вас самих.

Наше отношение к ребенку это «бумеранг», который мы запускаем в будущее. Он непременно к нам вернется.

В заключении хочется сказать, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – это наша общая задача. Ведь каким будет наш завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности – зависит в определенной мере от нас, взрослых: родителей и педагогов. И решать эту задачу нужно сегодня, сейчас, вместе!

свернуть

Маршрут выходного дня «Памятные места нашей малой родины»

Маршрут выходного дня

«Памятные места нашей малой родины»

Буклет "Маршрут выходного дня "Памятные места малой родины"

Цель: воспитание у дошкольников патриотизма, уважения и интереса к истории родного края.

Тип: семейный маршрут выходного дня.

Вид: пеший

Продолжительность: 30 минут .

Протяженность: 800 м.

Маршрут:

  1. Братская могила воинов-односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны(возле сельского исполнительного комитета);
  2. Памятник жертвам нацизма;
  3. Памятник памяти НиколаяРыбаченка, первого комсомольца;
  4. Братская могила «Вечная память воинам и партизанам,павшим в боях за Родину в 1941 – 1945гг» (ул. Октябрьская).

Фотосхема маршрута

Содержание маршрута:

1.Что рассмотреть с ребенком, рассказать (прочитать) ребенку:

Краткая информация

Заполнить

1.    Информация о команде - номер школы, список участников (ФИО и класс)

ГУО «Поплавский учебно-педагогический комплекс детский сад–средняя школа»

Объединение по интересам «Спадчына» Северин Наталья Николаевна, заместитель директора по основной деятельности

2.    Название памятника и краткое описание (не более 400 символов)

Братская могила захоронения воинов  погибших в годы Великой отечественной войны  

3.    Адрес

·         если в населённом пункте, то указать название населенного пункта, улицу, рядом с каким домом находится памятник;

·         если на открытой местности, то указать, рядом с каким населённым пунктом находится памятник.

 

Минская область, Березинский район,

д. Поплавы

4.    Координаты точки

·         войти в Яндекс.Карты или Google Maps, найти точное месторасположение памятника и зафиксировать его координаты

 

53.804222, 2886925

5.    Имя человека/имена людей или наименование события/событий, которым посвящён памятник, расширенное описание истории.

Захоронены 61 воин и партизан, которые погибли во время освобождения деревни от немецко-фашистских захватчиков в июле 1944 года.

СРЕДИ ПОХОРОНЕННЫХ ВОИНЫ

918-го стрелкового полка

250-й стрелковой дивизии

35-го стрелкового КОРПУСА

3-й армии 1-го Белорусского фронта похоронены мирные жители деревни

С. И. НЕСТЕРЕНКО И П. И. ЖЕШКА,

расстрелянные гитлеровцами

1942 ГОДУ.

6.    Автор памятника

неизвестно

7.    Как и когда установили памятник.

Установлен в 1965 , 1969 г.

8.    Документальные фото со дня открытия или важных мероприятий у памятника, посещение известными людьми (если есть)

 

  •  

  • Какие вопросы можно задать ребенку: 
    Начните маршрут с памятного места:Братская могила воинов-односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны,  находящаяся возле сельского исполнительного комитета. Расскажите детям о том, что братская могила – это групповое захоронение массово погибших (умерших) примерно в одно время, в результате военных (боевых) действий, когда индивидуальные захоронения организовать не представляется возможным. Расскажите детям о том, что 9 мая отмечается День Победы в Великой Отечественной войне. Он одновременно радостный и грустный. В этот день поздравляют участников войны – ветеранов, дарят им цветы, желают крепкого здоровья, мирного неба над головой и вспоминают погибших воинов. И чтобы почтить их память, люди приносят цветы и возлагают их к Вечному Огню, мемориалам, могилам павших солдат. В нашем агрогородке также чтут эту традицию.

Уточните у ребёнка, что он знает о войне.

Поинтересуйтесь у ребенка, что запомнилось больше всего.

Было ли интересно?

Будет ли ему интересно пройти по этому маршруту еще раз?

Хотел бы он посетить другие памятные места?

  1. Рефлексия.После прогулки предложите своему ребенку нарисовать то, что больше всего запомнилось во время прогулки.

Так же можно подготовить со своим ребенком фотоотчёт о том, где вы побывали.

Или по дороге домой можно попробовать разучить с ребенком одно из стихотворений:

Пусть дети не знают войны

Войны я не видел, но знаю,

Как трудно народу пришлось,

И голод, и холод, и ужас –

Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,

Пусть дети не знают войны,

Пусть яркое солнышко светит!

Мы дружной семьёй быть должны! (М.Владимов)

День Победы

Майский праздник — День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят. (Т.Белозеров)

Что за праздник?

В небе праздничный салют,

Фейерверки там и тут.

Поздравляет вся страна

Славных ветеранов.

А цветущая весна

Дарит им тюльпаны,

Дарит белую сирень.

Что за славный майский день? (Н.Иванова)

 

свернуть

БЕЛАРУСКIЯ СВЯТЫ

БЕЛАРУСКIЯ СВЯТЫ

Святы — сукупнасць звычаяў і абрадаў. Узніклі ў першабытнам грамадстве. Былі звязаны з каляндарным (гуканне выясны, грамніцы) ці зямельнымі цыкламі. Падзяляюцца на рэлігійныя, сінкрэтычныя і безрэлігійныя. Рэлігійныя святы — царкоўныя, у прыватрасці хрысціянскія (раство Хрыстова). Сінкрэтычнымі святамі (мелі рэлігійныя і безрэлігійныя элементы) былі традыцыйныя каляндарная народныя святы (каляды, масленіца, купалле і інш.). Да безрэлігійнай часткі народных свят належылі шматлікія гульні, асабліва на каляды, масленіцу, купалле. У час народных свят спявалі народна-каляндарныя і сямейныя песні, выконвалі творы народнай харэаграфіі. 

У народна-каляндарных святах, асабліва ў калядах, ёсць элемент Народнага тэатра, а рэлігійныя элементы звязаны са старажытна абрадавымі дзеяннямі. Значная частка рэлігійных элементаў з’явілася пад уплывам царквы, якая да народных свят прымыкоўвала хрысціянскія (да каляд раство Хрыстова, да валачобнага свята — Вялікдзень, да купалля — свята Іаана Прадцеча). У другой палове 19 ст.- пачатку 20 ст. роля рэлігійных элементаў у народных святах паступова змяншалася. Некаторыя з іх, асабліва старыя абрадавыя дзеянні, сталі безрэлігійнымі тэатралізаванымі дзеяннямі, святочнай забавай.

Стрэчанне ці грамніцы — гуканне вясны.

Гэтае свята ўвабрала ў сябе вобраз зімы і лета ў песенных гуртах, якія спрачаюцца паміж сабой песнямі. 

Масленка.

Святкуецца на восьмы дзень перад Вялікаднем. Гэта свята пачыналіся запускі, якія заканчвалі калядны мясаед.

Гуканне вясны. 

Гэтае свята характэрна для Усходней Беларусі. Як і масленкавыя абрады песні і карагоды адбываліся на горках, бо так было бліжэй да неба. Кульмінацыя гэтага свята дасягалася 7 красавіка, калі адбываліся непасрэдна рытуальныя дзеянні і працягваліся да таго моманту, як узаруць поле.

 

Саракі.

Свята прыпадае на 22 сакавіка. Яно адзначае дзень веснавого раўнадзенства. 3 гэтым святам канчаткова прыходзіць вясна.

 

Камаедзіца.

Гэтае свята прыйшло з глыбокай старажытнасці. Адзначаецца перад Звесткаваннем. На гэта свята пакланяліся мядзведзю.

Вялікдзень.

Гэтае свята лічыцца найвялікшым каляндарным святам. Яно складае выключную адметнасць, самабытнасць беларускага абрадава-святочнага каляндара.На гэта свята сутракалі Новы Год па сонечнаму календару. Святкавалася ў дзень вяснавога раўнадзенства. Потым стала перасоўным ад 4 красавіка да 8 мая. Апошняя нядзеля перад святам была Вербная нядзеля. У царкву заносілі галінкі вярбы, якія асвяшчалі святой вадой. Потым прынасілі дамоў і з’ядалі па аднаму пухірку, каб абараніцца ад маланкі, а рэшткі вярбы захоўвалі да наступнай Вербніцы.

 

Наўскі Вялікдзнь.

Адзначаўся ў чысты чацвер, як частка агульнакаляндарнай традыцыі ўшанавання дзядоў. Гэтае свята больш вядома пад назвай Радауніца свята ўшанавання памерлых.

Юр’я.

Свята адзначалася 5 траўня. На ім ушаноўвалі сімвал парадку, вясны, росквіту прыроды. На лузе дзяўчаты выбіралі самую прыгожую, апраналі яе русалкай і надзявалі ёй вянок, вадзілі вакол яе карагоды і спявалі. На гэтае свята існуе шмат прыказак, прыкмет. Вось адна з іх:» Як дождж на Юр’я, то будзе хлеб у дурня.»

Зялёныя святкі. Свята найвышейшага росквіту прыроды. Вядома пад назвай Сёмухі, Тройцы. Святкуецца гэтае свята на семым і восьмым тыдні пасля Вялікадня. Гэтае свята з’яўляецца гімнам маці-прыродзе.

Купалле. 

Святкуецца з 6 на 7 ліпеня. Гэтае свята насычана прыгожымі язычніцкімі звычаямі і святкуецца ў гонар летняга сонца звароту. Сутнасць гэтага свята засталася некранутай да нашых дзён. Увасабленнем былі ачышчальныя вогнішчы, ачалавечаны вобраз жанчыны Купалы і нават яго дочкі.

Жніво. 

Гэтае свята з’яўляецца самым працяглым комплексам рытуалаў. Пачынала святкавацца ад 12 ліпеня да 27 верасня. Жніўныя абрады складалі аснову самай цяжкай працоўнай дзеі.

Пакровы.

Адзначалісы ад 14 кастрычніка да 27 кастрычніка. На гэтае свята размярковываліся дні паміж дзяўчатамі, а 27 кастрычніка па надвор’ю меркавалі аб характары будучай жонкі, і называлі гэты час Дзівочым летам. На гэтае свята ў прыродзе адбываўся пераломны момант ад лета да зімы. «Прыйшла Пакрова і пытае, ці да зімы гатова.» Пачынаючы з гэтага свята, моладзь пачынала збірацца на вячоркі, а хатнія справы спраўляліся з песнямі.

 

Дзяды.

Кожны дзень тыдня меў сваё значэнне. Так субота мела быць днём ушанавання дзядоў, усіх памерлых. У гэты дзень кожны павінен быў успомніць лепшыя рысы прашчураў, аддаць ім належную павагу.

 

Зімовыя святкі.

Пачыналіся посля постнай куцці (6 студзеня) і завяршаліся да Вадахрышча (19 студзеня). На гэтае свята адбываліся сапраўдныя тэатралізаваныя беларускія народныя карнавалы.Пачыналіся зімовыя святкі з Каляд (7 студзеня), якія былі ў гонар зімоваго сонцазвароту і каляднага месаеду пасля Піліпаўскага посту. На гэты язычніцкі абрад наслаівалася хрысціянскае свята нараджэнне Хрыстова- свята Раства. Неад’емным рытуалам з’яўляецца ўшанаванне продкаў-дзядоў. Гэтаму прысвячалі тры ўрачыста-шанавальныя куцці: перадкалядная посная, багатая- шчодрая і вадзяная. Гэтая дзея цягнулася ад 25 снежня да 2 студзеня.

 

свернуть

9 интересных фактов о Беларуси. Знаете ли вы, что...

9 интересных фактов о Беларуси Знаете ли вы, что...

17.05.2022

Беловежская пуща – самый крупный древний лес Европы

Сведения о пуще встречается еще у античного историка Геродота (5 в. до н.э.) и в Ипатьевской летописи (983 г.). В конце XIV в. великий князь Великого княжества Литовского Ягайло объявил пущу заповедной и установил запрет на охоту. Древний лес охраняется уже 600 лет. В Беловежской пуще насчитывается около 2 тысяч деревьев-великанов. Некоторые из них появились еще до открытия Колумбом Америки! Беловежская пуща включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Несвиж принадлежал одному из богатейших в Европе роду Радзивиллов

Многим в своем неповторимом облике Несвиж обязан творениям итальянского архитектора Яна Джаванни Марии Бернардони. По его проектам в XVI веке возведены замок и фарный костел Божьего тела – первое на территории Речи Посполитой сооружение в стиле барокко. В храме находится один из крупнейших в Европе некрополь княжеского рода, насчитывающий 102 саркофага членов семьи Радзивиллов. Несвижский замок включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В Беларуси обитает крупнейшая в мире популяция зубров

 Эти животные самые тяжёлые и крупные наземные млекопитающие на европейском континенте, последние европейские представители диких быков. Микола Гусовский написал свою знаменитую «Песню про зубра» по заказу Папы Римского Льва X, который хотел услышать правдивое поэтическое слово про охоту на зубров. Наибольшее количество зубров обитает в Беловежской пуще.

Один из трех восточнославянских софийских соборов находится в Беларуси

Этот монументальный памятник архитектуры построен в Полоцке между 1044–1066 годами при князе Всеславе Брячиславиче, прозванном Чародеем, как символ равенства с самыми влиятельными древнерусскими городами – Киевом и Новгородом, где также были возведены соборы в честь святой Софии.

Белорусы одними из первых в Европе, еще в 1517 году, имели свою печатную Библию

Белорусский первопечатник Франциск Скорина свою издательскую деятельность начал в Праге, где напечатал 23 иллюстрированные книги Библии в переводе на старобелорусский язык. В начале 1520-х годов переехал в Вильно и основал типографию. В ней напечатаны «Малая подорожная книжица» и Апостол. Ренессансные издания Скорины выделяются высоким качеством печати, своеобразными иллюстрациями и гравюрами, шрифтом и другими компонентами издательской эстетики и мастерства.

Четырнадцать Нобелевских лауреатов имеют белорусские корни

Эта самая престижная международная премия существует уже более 100 лет и за это время была вручена представителям самых разных стран. Имена многих нобелевских лауреатов с белорусскими корнями известны сейчас всему миру. Это, в частности, лауреаты Нобелевской премии по экономике, химии и физике – Жорес Алфёров, Саймон Кузнец, Аарон Клуг; лауреаты Нобелевской премии мира – Ицхак Рабин, Менахем Бегин и Шимон Перес.

Уроженец Беларуси Тадеуш Костюшко – национальный герой Беларуси, Польши и США

Тадеуш Костюшко за свою блистательную карьеру был соратником отца-основателя США Вашингтона и национального героя Франции Лафайета, получал предложения о сотрудничестве от французского императора Наполеона I и русского царя Александра I, но отказал им. Костюшко стал активным участником многих значимых исторических событий: в 1776–83 годах добровольно участвовал в войне за независимость США; в 1794 году возглавил национально-освободительное восстание в Речи Посполитой.

Партизанское движение в Беларуси в годы Второй мировой войны было самым мощным в Европе

Уже в 1943 году партизаны контролировали около 60% территории республики. На территории Беларуси в годы Второй мировой войны действовал самый крупный в Европе еврейский партизанский отряд, организованный братьями Бельскими. О реальных событиях, связанных с деятельностью отряда, рассказывает фильм американского режиссера Эдварда Цвика по сценарию Клея Формана «Сопротивление», премьера которого прошла в январе 2009 года.

Реликвию белорусов – слуцкие пояса – ткали только мужчины

И носили пояса только мужчины и даже повязывать владельцам помогали только мужчины. Ходило поверье, что если женская рука коснется драгоценных нитей, ткань потускнеет и пояс можно будет сразу выбросить. Знаменитые пояса выпускала не только слуцкая мануфактура. Но даже во Франции в Лионе пояса делали «по типу слуцких» и даже ставили «слуцкую» метку.

свернуть

Полоцк — древнейший город в Беларуси

Полоцк — древнейший город в Беларуси

Полоцк – древнейший город в Беларуси, можно сказать, что с него началась история страны. В 2012 он справил своё 1150-летие. Сегодня в небольшом по размеру населённом пункте проживает 84,6 тысяч человек, в то время как ежегодный поток туристов превышает отметку в 300 тысяч. 

Самый старый город Беларуси основан кривичами в 862 году в месте, где сливаются реки Западная Двина и Полота. На протяжении своего существования Полоцк не раз становился центральным объектом жарких исторических событий. 
Так, он являлся столицей Полоцкого княжества и одновременно стратегически важной точкой на легендарном пути «из варяг в греки» или, точнее, «из грек в варяги», то есть из Византии в Балтийское море. В «Слове о полку Игореве» полочанам воздаётся хвала за мужество и мудрость князя Всеслава-Чародея. В Средневековье, в составе ВКЛ Полоцк был крупнейшим городом и центром воеводства. Впрочем, во времена Речи Посполитой город имел тот же статус. Он не раз отражал нападения многочисленных войск, но сумел сохранить большую часть архитектуры былых лет, здесь даже воздух пахнет историей. 
Отправной точкой туристических экскурсий по Полоцку негласно считается утончённый архитектурный шедевр XI века постройки – Софийский собор. Его изящный барочный силуэт виднеется издалека, даже из соседнего Новополоцка.  Это первый каменный храм на территории страны. Кроме того, подобных сооружений у восточных славян всего три (ещё в Киеве и Великом Новгороде). Свой первоначальный вид собор не сохранил, но у туристов есть возможность спуститься в подземелье-крипту, где сохранились фрагменты древних стен. Сейчас полоцкая София не культовое сооружение и являет собой один из лучших концертных залов Европы, где находится великолепный орган, звучание которого определённо стоит послушать. 
Возле собора есть ещё одна достопримечательность – огромный валун под названием «Борисов камень». Есть поверье, что если подумать об этом валуне с добром и лаской, дотронуться и загадать желание, а после три раза вокруг него обойти, то сокровенное обязательно реализуется. А рядом есть ручеёк, откуда знающие набирают воду. Говорят, она обладает целебными свойствами. Заслуживает внимания и потрясающий вид на город и Двину, открывающийся с горы у стен Софийского собора. 
История Полоцка тесно связана с именем княжны, жившей в XII веке – Ефросиньей Полоцкой. Достигнув совершеннолетнего возраста (12 лет по тем временам), Предислава – так её звали от рождения – вместо того, чтобы вступить в династический брак, вопреки воле отца постриглась в монахини. После поселилась в голубницу Софийского собора и взяла на себя отнюдь не лёгкий и отнюдь не женский труд: в скриптории храма она переписывала и, возможно, переводила книги. Позже её стараниями в Полоцке были построены две церкви, в нём же основаны женский и мужской монастыри, которые стали эпицентром просвещения в Полоцком княжестве.

Полоцк является родиной одного из «универсальных» гениев эпохи Возрождения – Франциска Скорины (прим. 1490-1551 гг.). Он стал первым, кто принёс печатное слово на белорусские земли. На Полотчине он получил первоначальное образование, а латинский язык изучал при здешнем монастыре бернардинцев. После он уехал продолжать учёбу в Краков, затем в Падуе, а позже основал типографию в Праге. Но в его сердце жила любовь к родине, и в 1517 году он выпустил первую печатную белорусскую книгу на кириллице – «Псалтырь». 
Во время Второй Мировой войны сражения на берегах Западной Двины унесли около 200 тыс. жизней.В память о них жителями Полоцка в июле 1966 года был создан Курган Бессмертия. Он представляет собой 10-метровый конусообразный холм из пепла сожжённых деревень, земли с братских могил, с полей сражений, с Брестской крепости и с Ольшанского кладбища советских воинов-освободителей в Праге. На вершине кургана находится площадка с факелом, который зажигают по праздникам. У подножия монумента разбит парк, посвящённый 50-летию Советской власти. В нём находится Музей боевой славы, где представлена экспозиция с материалами об истории сооружения памятника.
свернуть
16 ноября, четверг

Экскурсия в Беларусское БИСТРО аг.Поплавы.

подробнее...