РУС БЕЛ ENG

Учителю-предметнику

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА  К АТТЕСТАЦИИ         

1. ЗАЯВЛЕНИЕ (по установленной форме).

2. СПРАВКИ О СДАЧЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА (оригинал).

3. ПРОГРАММА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ (составляется педагогом – образец на сервере школы).

4. МАТЕРИАЛЫ О ПРОВЕДЕННЫХ ОТКРЫТЫХ УРОКАХ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ (рабочие и открытые уроки  посещает администрация и члены аттестационной комиссии).

5. САМОАНАЛИЗ УРОКА (открытого или рабочего, который посещала администрация или члены аттестационной комиссии.)

6.  ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ (материалы из опыта работы - папка).

7.  САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (готовит аттестуемый работник). 

8.  ХАРАКТЕРИСТИКА (с подписью директора учреждения образования и печатью).

9. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТТЕСТУЕМОГО и другие аналитические материалы

10.  КОПИИ:

-удостоверения о повышении квалификации за последние три года (базовые курсы, целевые, проблемные   и др.)

-диплома, если высшее учебное  заведение окончено с отличием (претендентам на вторую категорию со стажем работы один год).

- документа о присвоении академической степени магистра (претендентам на вторую категорию со стажем работы один год).

    Вся процедура подготовки к аттестации  должна быть завершена за неделю до аттестационного собеседования.

       Материалы к аттестационному собеседованию должны быть предоставлены в аттестационную комиссию за неделю  до аттестационного собеседования.

    Педагогическому работнику к аттестационному собеседованию  подготовить краткую информацию о профессиональной деятельности и направлениях работы в перспективе.

 

Аттестуемым на заметку

Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации производит изучение педагогической деятельности учителя, руководствуясь требованиями квалификационных характеристик, методическими рекомендациями по оценке деятельности педагогических работников.

С этой целью изучается:

психологическая готовность учителя;

технологическая готовность учителя (воспитателя, руководителя кружка) (общая методическая подготовка учителя, знание преподаваемого предмета).

Дается оценка:

преподавательской деятельности учителя (воспитателя, руководителя кружка): знание нормативных документов, которые касаются вопросов образования; основных достижений педагогической и психологической теории и практики; в выполнении государственных программ; оценка качества проведения урока; интерес учащихся к преподавательскому предмету;

умений учителя (воспитателя, руководителя кружка) планировать свою деятельность;

деятельности во внеурочной воспитательной работе учителя;

работы учителя над повышением своего профессионального уровня (курсы повышения квалификации);

для первой и высшей категории – результатов исследовательской работы учителя (воспитателя, руководителя кружка), внедрения в практику методов и приемов современных образовательных и информационных технологий.

Порядок проведения аттестации учителя на категорию

Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации:

посещает уроки, факультативные занят, внеклассные мероприятия по предмету, воспитательные мероприятия аттестуемого, анализирует их и делает выводы об уровне научно-теоретической подготовки учителя;

анализирует результаты контрольных срезов (результаты анкетирования и другую аналитическую информацию), проведенных в классах, где работает аттестуемый, и делает вывод об уровне знаний, умений и навыков учащихся;

анализирует деятельность аттестуемого по совершенствованию своего педагогического мастерства, повышению профессионального уровня (курсы, методическая, инновационная деятельность, самообразование);

проводит предварительную беседу по вопросам подготовленности аттестуемого к аттестации.

проводит аттестационную беседу, где сопоставляются оценочные мнения администрации, членов комиссии и аттестуемого, делаются выводы об эффективности результатов его педагогической деятельности, морально-личностных качеств педагога, обсуждаются перспективы профессионального роста и повышения квалификации.

В рамках аттестации учитель должен:

провести – открытых уроков, факультативное занятие, внеклассное мероприятие по предмету, воспитательное мероприятие;

представить аттестационной комиссии результаты контрольных срезов и другую отчетную документацию по преподаваемому предмету;

на вторую категорию – представить к аттестационной беседе свой опыт в виде разработок отдельных уроков или тем (наглядные материалы);

на первую категорию – представить к аттестационной беседе свой опыт работы в виде методических разработок по предмету (обобщить свой опыт работы, наглядно его оформить);

на высшую категорию – сдать квалификационный экзамен в ИРО, получив направление аттестационной комиссии. Представить аттестационной комиссии авторские методические разработки, печатные работы и др.

Требования к опыту

   Процедура проведения квалификационного экзамена при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории

        На основании направлений, поступивших от организаций системы образования, отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов, в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования и Методическими рекомендациями о порядке проведения квалификационного экзамена ГУО «Академия последипломного образования» организует квалификационные экзамены при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории для групп претендентов в количестве 10-12 человек в соответствии с примерным календарным графиком.

      Прибытие участников на квалификационный экзамен осуществляется на основании официального письма-приглашения, которое высылается в учреждения образования.

         Претендент на высшую квалификационную категорию, приглашенный для сдачи квалификационного экзамена, должен иметь при себе иметь: паспорт, описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях, свидетельство о прохождении последнего повышения квалификации, сертификат пользователя информационных технологий (при наличии) и другие материалы, подтверждающие результативность педагогической деятельности.

    Содержание заданий определяется программами квалификационного экзамена по направлениям педагогической деятельности.

        Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней и состоит из двух этапов.

    Первый этап направлен на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории и, как правило, проводится в письменной форме. На выполнение заданий первого этапа квалификационного экзамена отводится два академических часа.

Оценка первого этапа квалификационного экзамена осуществляется в баллах за правильно решенные задачи, выполненные тесты, раскрытие вопросов и вносится в экзаменационную ведомость.

        Максимально возможное количество баллов за первый этап – 32, из них:

    инвариантный блок – тест (10 вопросов) на определение общепрофессиональной педагогической компетентности – 10 баллов;

     вариативный блок – тесты, вопросы, задания на знания по основным нормативным правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса по реализации конкретных образовательных программ, теории и содержанию преподаваемого предмета или реализуемого направления педагогической деятельности, современных технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания, социально-педагогической поддержки и психологической помощи – 22 балла.

   Соответственно, педагогический работник имеет возможность получить 32 балла за первый этап квалификационного экзамена.

       Второй этап квалификационного экзамена направлен на оценку уровня профессионально-практической компетентности педагогического работника. Экзаменуемому предлагается конкретное задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе предварительно представленного комиссии собственного профессионального опыта.

      Члены квалификационной комиссии оценивают представленный опыт педагогической деятельности в соответствии с критериями, представленными в Методических рекомендациях о порядке проведения квалификационного экзамена. Максимально возможный балл при оценке опыта педагогической деятельности – 16.

    Претендент на высшую квалификационную категорию в устной форме (10-15 минутном докладе) представляет спроектированный по заданию экзаменационной комиссии фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации (эпизоде образовательного процесса) и т.д.

   Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия), который  убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях и  подтверждает результативность, эффективность опыта оценивается в 16 баллов.

     Таким образом, максимально возможный результат за оба этапа квалификационного экзамена составляет 64 балла.

           Экзамен считается успешно сданным при результирующей сумме не менее 48 баллов, что составляет 75% от максимально возможного количества баллов.

           Максимально возможные баллы при оценивании отдельных этапов квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории представлены в таблице.

       Академия последипломного образования, ГУО «Минский областной институт развития образования» проводит квалификационный экзамен при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение высшей квалификационной категории в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 №101, и Методическими рекомендациями о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист».

Алгоритм самоанализа профессиональной деятельности педагога (по Глинскому А.А.)

1.     Формальные показатели: преподаваемые учебные дисциплины, классы в которых работает педагог, квалификационная категория, педагогический стаж.

2.     Общая характеристика выполнения плана по самообразованию за прошедший период (полнота реализации  содержательной составляющей плана, решение задач, достижение цели).

3.     Профессионально-педагогическая результативность:

Личностно-профессиональные достижения (повышение категории, участие в инновационной деятельности, методических декадах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, создание авторской методической системы, разработка авторский дидактических систем, обобщение (самообобщение) опыта работы, прохождение курсового повышения квалификации, публикации из опыта работы и т.д.).

Достижения учащихся (итоги успеваемости, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, уровень личностного развития, сплоченность ученического коллектива, сформированность мотивации достижения успеха и другие).

4.     Профессионально-педагогическая подготовка:

       прохождение курсового повышения квалификации и его влияние на личностно-профессиональное развитие;

       участие в межкурсовой работе (в работе методического формирования, обще- и внешкольных мероприятиях) и его значимость в профессиональном самосовершенствовании;

       реализация темы по самообразованию;

       знакомство с адресами ППО и изучение опыта коллег по актуальным для педагога проблемам;

       работа с научно-методической, справочной литературой;

       значимость взаимодействия с коллегами; внешнее сотрудничество;

5.     Профессионально-педагогическая деятельность:

    осуществление образовательного процесса (используемые технологии, методики, методы, приемы, средства);

    дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с одаренными детьми, с претендентами на получение медалей;

       участие в организации дополнительных образовательных услуг (виды и формы работы);

       участие в общее-  и внешкольных учебно-методических мероприятиях;

       совершенствование работы учебно-предметного кабинета;

     руководство  процессом повышения квалификации коллег (стажировка, наставничество,  проведение  мастер-класса  и др.

6.  Вывод: какие результаты достигнуты  и что этому способствовало.

7.  Определение перспектив дальнейшего саморазвития (цели, задачи, содержание  и направления деятельности).